Четверо в ''лодке'', не считая... тунца

Источник: «Восход-Ванино» 05.09.2019

Многие из нас - даже не признаваясь себе в этом - мечтают отправиться в путешествие. Кто-то грезит о кругосветном вояже "за 80 дней", кому-то достаточно просто взмыть в небеса на воздушном шаре, для других недолгий и сравнительно несложный путь от родного побережья до ливадийских пляжей на авто - повод для ежегодной и законной гордости. Всяк стремится в том направлении, которое ему по силам, по средствам и сулит много радости. Большим кораблям, как водится, большое плавание, малым - малое.

В начале августа катер "Отрада-2", в 2015 году привезенный из Италии в Пусан, а затем доведенный до родных берегов бывалыми мореходами и ныне являющийся принадлежностью СК "Трансбункер", с командой из четырёх человек на борту совершил десятидневный переход до Хоккайдо и обратно. Трактовать эту одиссею можно по-разному: как затянувшийся пикник на воде, проверку ходовых качеств судна и личных качеств мореплавателей, рыболовный тур, желание "сходить в гости" нетривиальным способом, но, наверное, правильным будет восприятие рейса как сентиментального или ностальгического путешествия по маршруту более чем 25-летней давности. В августе 1991 года - в знаковое и непростое для страны время - яхты "Селена" и "Меркурий" посетили нынешних побратимов в городе Исикари и вернулись в порт Ванино. Тогда это было что-то вроде прорыва - визит вежливости к ближайшим соседям после падения железного занавеса, и, несмотря на то, что члены портовского спортклуба "Альбатрос" не были первыми советскими посланцами на яхтах - еще в 1979 году "Капитан Гришин" с экипажем из Находки пересек Японское море, безаварийно достигнув берегов Страны восходящего солнца, - для наших земляков, энтузиастов и профессионалов, этот путь по воде был прыжком в неведомое. Тогда мастер парусного спорта СССР Сергей Пугачев был рулевым "Меркурия", в 2019-м именно он стал инициатором и спонсором нового путешествия по следам старого. Уже в то время бывалый яхтсмен, за минувшие почти три десятилетия он приобрел колоссальный опыт, совершив кругосветный переход, неоднократно участвуя и побеждая в мировых регатах. Буквально перед японским вояжем в конце июля в составе команды из трех спортсменов (также Евгений Браславец, несколько лет назад приезжавший в Ванино, и Сергей Тимохов, клуб Transbunker Vanino) он стал победителем Международного чемпионата Австрии в классе Dragon, проводившегося в яхт-клубе Union на живописном озере Аттерзее (в соревнованиях приняли участие 43 яхты из пяти стран). Экипаж "Отрады-2" также включал опытных яхтсменов Сергея Лалетина, обучающего ванинских ребят ходить под парусом в секции СК "Трансбункер", Алексея Петухова (Кипр) и генерального директора ООО "Трансбункер-Ванино" Андрея Ланцева, чья квалификация, по его скромному мнению, поставила его на "уровень юнги или матроса", в чем он сам признавался со смехом.

Довольно интересно сравнивать два путешествия, предпринятые разными людьми в разное время и разных условиях. 28 лет назад были написаны эти строки:

"Курс 90 градусов

Немало лет в Ванинском морском торговом порту существует яхт-клуб "Альбатрос". Многими маршрутами прошли яхтсмены, побывали в большинстве портов Приморья, Сахалина. Мечтали побывать за границей, хочется ведь и себя показать и других посмотреть. И такой случай представился. Мэр поселка Исикари господин Сейдзи Тэраути пригласил яхтсменов посетить Японию. Позади полгода подготовки к походу, переживания, волнения. Последнюю "точку" поставили представители таможни и пограничники - дали "добро" на выход. Оба экипажа собрались на яхте "Селена" присесть, по давнему русскому обычаю, перед дальней дорогой, чтобы легким оказался путь. И, наконец, звучит долгожданная команда:

- Отдать швартовы!".

Путевые заметки одного из участников вояжа 1991 года - члена клуба "Альбатрос" и фотокорреспондента "Восхода" Эдуарда Чайки, названные соответственно "Под парусами дружбы" - восторженные, внимательные к каждой детали, в чем-то удивительно наивные отражают сознание человека, только-только вступившего в непознанное пространство "на сломе эпох и идеологий". До развала СССР оставалось несколько месяцев. Впереди лихие 90-е, масса вещей и событий, о которых многим сегодня не хочется вспоминать, но тогда, в исходной точке последнего десятилетия 20 века, народ ощущал вместе с толикой тревоги эйфорию близких перемен. Впрочем, начало путешествия действительно омрачилось событиями в самом сердце страны.

"Гладкое, без ряби, море искрилось в лучах и ласкалось к бортам яхты. Но тишь и гладь не радовали. Штормило в наших душах: ночью по "Маяку" узнали, что к власти пришла диктатура, слушали обращение ГКЧП и... симфоническую музыку. Больше в эфире - ни слова. Решение экипажа было однозначным - не поддерживать переворот. С этим и двинулись дальше по маршруту. На удивление не окликает ни один пограничный пост.

- Видно, разбираются, что им делать, на чью сторону стать, - мрачно пошутил Сергей Вишнивецкий.

Яхта идет ходко, слегка покачиваясь на мертвой зыби. Проплывают мимо левого борта скучный берег, поселки, Холмск, Невельск... Унылые серые крыши, унылое настроение. Сергей ищет по приемнику "Голос Америки": надо ведь узнать, какова объективная обстановка у нас в стране. Нашел! Врубили на всю катушку, слушаем "вражеский" голос - неужели дело идет к гражданской войне?".

Таким образом, визит к побратимам в 1991 году совершался в исторический момент, что наложило отпечаток на всё путешествие. Да и погода навела шороху - "Ветер усиливается, поэтому все крепится по-штормовому. Яхта идет ходко, где-то в 23 часа показались огни Углегорска. Но "южак" раздул не на шутку, и попытка разными галсами идти под парусами курсом на юг не удалась. Сильный дрейф сносил яхту в исходную точку. Пять часов борьбы с ветром не увенчались успехом. Пришлось запускать дизель". И далее: "Лишь когда "Селена" распустила паруса, "Меркурий" прорезался в эфире. Идем за ними в защищенную от ветра бухточку, на юг от мыса Замирайлова Голова, чтобы отдохнуть и подготовиться к броску через пролив Лаперуза, славящийся сильным течением и непредсказуемостью. На якорь стали рядышком, под берег, напротив огромного камня, похожего на стопку блинов. Так и окрестили его - "Тещины блины". Можно поговорить, сходить друг к другу в гости, попить чайку. И первый же вопрос:

- Слышали о перевороте?

Теперь уже знаем: обстановка идет к стабилизации Обращение Б. Ельцина вселило уверенность…". Надо ли говорить, что в 2019 году обстановка была совсем иная - не было той прелести новизны, снедающих душу мыслей о политике, зато была радость встречи с любимой стихией и полное наслаждение ею, что подкреплялось опытом участников и качествами судна. По пути в Холмск "Отрада", выдержавшая до этого проверку неоднократными походами на Сахалин и в Николаевск-на-Амуре, встретила танкер "Трансбункера" "Александр Кащук", без приключений дошла до острова, где были выполнены все пограничные формальности, а затем - через пролив Лаперуза - и до Японии. Не зашли на остров Монерон, как предполагали, зато насладились отличной рыбалкой. Никаких скитаний "на крыле циклона", как в 1991-м… Пожалуй, единственное, что роднило эти два разновременных перехода, - настороженное отношение к бесконечным рыбацким вешкам в японских водах: "Кажется, все море опутано здесь сетями. Вехи, вехи, вехи... Шарахаемся от них подальше, но постепенно осваиваемся: с какой стороны и как их обходить, на какие вообще можно не обращать внимания".

Прибытие на Хоккайдо тоже было разным. Если "Отрада" сразу пошла оформляться в порт Отару, то в начале 90-х наши яхты пришли туда, куда приглашали, - в Исикари. "Ни властей, ни пограничников, ни полицейских. Может, нас здесь не ждут? Обстановку пошли выяснять Н. Яшин и А. Листопад, имеющий навыки общения с японцами. На ломаном англо-японо-русском разобрались, что идти яхтам нужно в порт Отару: там все официальные власти и т. д. и т. п. Делать нечего, пошли. Ветер и волна - в лоб, а времени - в обрез. Пятница, конец рабочего дня и, если не оформим вовремя приход, болтаться придется на рейде до понедельника. Перспектива не из лучших, поэтому "дизель-шкот" молотит на полную катушку. На буксире болтается "Меркурий", то и дело ныряя в крутые встречные волны. Нам тяжко, а им и вовсе не позавидуешь. И вот мы уже следуем за катером к месту стоянки. Она определена в яхт-клубе Отару".

В том же "Marine Wave Otaru" ванинская команда остановилась спустя 28 лет. Правда, нет ни телевизионщиков, ни фотокорреспондентов, "облепивших входной пирс яхт-клуба", ни "поздравлений с успешным завершением перехода и с победой демократии над путчистами", ни официальных встреч. Частный визит, "время и место", да и сами люди и их цель не предполагают подобного внимания, в отличие от "потрепанных штормами, с потеками ржавчины, проступившей за пять дней перехода, яхт" советских спортсменов. Хотя - приметы нового века - у наших современников взяли мазки с рук и вещей, очевидно, в процессе контроля за оборотом нелегальных и запрещенных веществ. Ничего подобного не было в 1991-м. "Мэр города Исикари Сейдзи Тэраути поздравил нас с прибытием. "Мы, - говорит он, - давно уже ждем вас" (в дословном переводе это звучало примерно так: ждем так долго, что шеи вытянулись), поздравил с благополучным завершением сложного плавания, пожелал хорошо провести время в Японии. И еще мы услышали много хороших и добрых слов в адрес советского народа, перестройки, Горбачева, Ельцина". Время в Японии членов экипажей “Селены” и “Меркурия” было насыщено визитами на предприятия и в учреждения - посещение мэрии Исикари, заводов, фабрик, Дворца спорта, детского садика, знакомство с бытом и отдыхом жителей Хоккайдо и т. д., а нынешние путешественники, не связанные официозом и формальностями, с удовольствием в удобном для себя темпе гуляли по достопримечательностям, таким как старый канал в Отару, украшенный чугунными фонарными столбами и коваными решетками, и Музей пива в Саппоро в импозантном здании из красного кирпича с красными же звездами на стенах - пенный напиток в японском варианте стали производить на Хоккайдо еще во времена Мэйдзи. Время от времени взгляд выхватывал русские вывески: компания "Банзай", "Шины, автозапчасти" и так далее.

Еще несколько зарисовок из 1991-го: "Заходим в садик, разуваемся прямо у входа. В Японии так принято, поэтому мы уже потом не удивлялись, что, придя на яхту, прежде, чем спуститься в кубрик, японцы разуваются. И никакие наши "Ноу, ноу" ими не признавались".

"Последнее предприятие Исикари, которое мы посетили, - мебельная фабрика. Надо сказать, ручной работы на всех этапах изготовления мебели здесь очень много: от производства различных деталей до сборки. Поэтому и качество, и, соответственно, цены на готовую продукцию - высокие. Обыкновенный сервант стоит 344 тыс. иен, двухстворчатый платяной шкаф - 161, мягкий кожаный диван - 537 тыс. иен".

"Сдали ключи от номеров "Зеленого отеля" - нашего доброго пристанища. За пять дней не видели здесь ни дежурных, ни горничных, ни еще кого-либо из служащих. Но все эти дни мы неизменно, в любое время, даже после кратковременного отсутствия входили в чистые, прибранные номера. Мы жили, как у себя дома, чувствовали себя хозяевами своих маленьких уютных квартир-номеров".

Обратный путь и тогда, и сейчас прошел без особых происшествий. Правда, "Отраду" несколько потрепал "хвост циклона", вздымающиеся волны заставили содержимое шкафов плясать по всей каюте, но погода нормализовалась, и мореходы отдались своей страсти к рыбалке. Океан словно вознаградил их за пережитое волнение. Корифена, она же золотая макрель, она же махи-махи, упитанный тунец, вкуснейший морской окунь и, наконец, у берегов Сахалина тихоокеанская треска - достойная добыча и здоровое питание на протяжении почти всего путешествия. Троллинг как способ ловли вполне себя оправдал. Ощущения от рыбалки, по словам Андрея Ланцева, "умопомрачительные". В Ванино "Отрада" вернулась 12 августа.

"Собравшиеся на пирсе развернули большой красивый плакат на русском и японском языках: "Увидемся". Тронула эта маленькая ошибка и еще раз заставила задуматься: что движет этими людьми? Ведь не по обязанности, не за отгул собрались они сюда проводить нас. Наверное, все же потому, о чем сказал господин Тэраути, прощаясь с нами: "Наши страны - соседи, а соседи всегда должны жить в дружбе и согласии, помогать друг другу. Мы верим, что наши побратимские связи будут и в дальнейшем развиваться, и на пути этой дружбы не будет никаких барьеров и преград". Мы тоже верим в это. Потому и тронуло это наивное "Увидемся", потому и верится, что разум, в конце концов, победит.

Мы на яхтах. С берега передают и передают разноцветные серпантиновые ленты. Привязываем их к вантам, леерам. "Для чего?"- спрашиваем. "Чтобы еще вернулись к нам", - отвечают. Отходим. Радужные нити серпантина стараются удержать яхты у берега, но, как говорится, время наше вышло, пора домой. Еще раз мелькнули знакомые, ставшие близкими нам лица японских друзей, и мы остались в море одни. Курс - норд. Прощай, Исикари, прощай, Хоккайдо, прощай, страна Япония. А, может, до свидания? Может, "увидемся"?

Не знаю, довелось ли Эдуарду Чайке еще раз побывать в Японии, но, судя по всему, ванинские спортсмены 21 века предпримут новый переход на будущий год. В этот раз не получилось наладить контакты между яхт-клубами ради взаимодействия и здорового спортивного соперничества подрастающего поколения любителей ходить под парусом. Будет здорово, если японские ребята начнут приезжать в Западный на соревнования, а наши покажут себя в Отару. Так что вновь увидеться получится непременно.

http://voshod.vanino.org/?act=news&id=1392